По следам авиакатастрофы 1943 года. Часть 10.

Декабрь 2013 и январь 2014 тянулись мучительно долго для истосковавшихся по Тешемлевскому болоту поисковиков. Новый год встретил нас плюсовой температурой и дождем, тем самым дав понять, что продолжение работ по подъему экипажа ПЕ-2 вновь откладывается на неопределенный срок.


Однако, к середине января зима все-таки вступила в свои права, ударив крепкими морозами. Пока болото затягивалось ледяной коркой, мы заканчивали необходимые мероприятия, готовясь к первому выезду. Наконец, наступили долгожданные выходные и мы отправились в ставший уже родным для нас Бабаевский район.

Дорога представляла из себя настоящий каток, поэтому путь занял довольно длительное время.


С каждым пройденным километром, нарастало некоторое волнение и любопытство: "как сейчас выглядит место работы? что произошло за почти год нашего отсутствия?", ну и конечно: "не утонула ли тренога в пучине вырытой нами ямы?"- эти вопросы крутились в голове практически у каждого из нас.
Нужно сказать, что летом 2013 нам удалось проведать болото - в июне мы с воинскими почестями захоронили останки красноармейца Шибаева Андрея Епифановича, найденного ПО "Суворов" во время Весенней Вахты Памяти 2013



Похороны прошли в Бабаево, поскольку Андрей Епифанович по мистическому стечению обстоятельств оказался родом из деревни Ярцево, Тороповского сельского поселения и его внучатый племянник, был одним из первых, кто показал примерное место крушения ПЕ-2.

На следующий день после погребения мы не без труда, но все-таки добрались до болота, окончательно убедившись в невозможности работы в летнее время:




1 февраля 2014 года мы увидели следующую картину:


Тренога не утонула, но судя по льду, окружавшему её, воды с лета не только не убыло, но и прибавилось. Без долгих раздумий была пропилена майна:







 Поставлена палатка, служившая в межсезонье нам отличной баней:


Собрана новая грязевая помпа:



И начался очень нудный процесс откачивания скопившейся за год воды:




Через некоторое время по льду в радиусе 5 метров от треноги побежали трещины, и он стал обваливаться под собственным весом. Так размер самой майны вырос в несколько раз от прошлогоднего:





За лето стенки ямы оползли и нам вновь пришлось очищать ее от мха вручную:



После обеда к нам на экскурсию прибыли  ученики из местной школы, заинтересовавшиеся нашей работой:


После краткой предыстории, школьники в живую увидели как происходит подъем бомбардировщика:





Самые маленькие обучались быту поисковиков:


В первый день к погружениям перейти не удалось, поскольку нырять было буквально некуда: посередине майны человек мог просто стоять. Остаток дня прошел в отчерпывании ведрами грунта и мха .

Утром следующего дня мы поспешили на болото сразу же, как начало светать:


Как мы и ожидали, ночью воронка не только полностью наполнилась, но и вышла из берегов:


Отогрев замерзшие за ночь помпы и откачав большую часть воды, мы начали готовиться к погружениям:





Самой значимой находкой этого выезда стала навигационная линейка НЛ-7, давшая нам надежду, что останки штурмана уже где-то совсем близко...

Впервые навигационная счетная линейка с прямолинейными шкалами была предложена в 1923 году советским конструктором В. Г. Немчиновым. В 1927 году штурманом ВВС Черноморского Флота Л. С. Поповым была сконструирована первая универсальная навигационная счетная линейка, которая позволяла уже производить расчеты с учетом методических ошибок барометрических высотомеров и аэродинамических указателей скорости. В связи с совершенствованием средств самолетовождения эта линейка значительно изменялась и имела различные модификации. (цитата по В.А. Кормашов «Навигационная счетная линейка НЛ-10М», Москва, 1961 г.). Первая серийная аэронавигационная линейка выпускалась под маркой Н.Л.З. и в литературе того времени называлась «особой счетной линейкой Научно-испытательного института». Принципиальное ее отличие от всех последующих моделей – отсутствие шкалы синусов на движке. В ту пору основным инстументом штурманских расчетов в отечественной авиации служил ветрочет. Навигационная линейка рассматривалась лишь как вспомогательное средство. «В настоящее время летчику еще не предъявляется требование иметь навыки в работе с навигационной линейкой, но в некоторых случаях для летчика потребность в этом все же встречается, а поэтому полезно и умение решать некоторые задачи на этой линейке». (цитата по С. Горбунов «Навигация летчика», Москва, 1932 г.) Но очень скоро ситуация кардинальным образом изменилась. С появлением во второй половине 1930-х годов линейки НЛ-7 ее стали очень широко использовать для арифметических, штурманских, бомбардировочных расчетов и расчетов по аэрофотосъемке.