По следам авиакатастрофы 1943 года. Часть 19.

Утро следующего дня выдалось в меру ненастным. Рано позавтракав, мы выдвинулись в путь еще затемно, уже привычно встречая рассвет в болоте, по пути к месту крушения.


Обычно эта двухкилометровая утренняя прогулка, занимающая 20-25 минут была сопряжена с погружением в свои мысли:раз за разом, проделывая этот путь снова и снова, наши головы посещала одна и та же мысль: удастся ли нам сегодня извлечь пилотов из болотного плена, в котором они провели без малого 73 года?

За прошедшую ночь воронка не сильно набрала воды, лёд так же практически не сформировался:


Команда, ответственная за помпы, выдвинулась на болото заранее, чтобы к приходу основной части отряда и экскаватора, подготовить плацдарм для работы:



Меньше, чем через час работа уже кипела:







Ближе к полудню, на поверхности болота была обнаружена кисть одного из пилотов. Находку совершил самый опытный член нашей команды, стаж поиска больше 50(!) лет.


Все усилия были брошены на исследование места обнаружения останков, и усилия эти оказались не напрасны: 7 февраля 2016 года около 13-00 по московскому времени, мы извлекли тело одного из летчиков на поверхность ! ! ! Эмоции захлестывали, неподготовленных поисковиков вид тела летчика целиком ввел в ступор, да что говорить, старые поисковики тоже нечасто видят такую картину:




То, чего мы так долго ждали, наконец свершилось ! Назло скептикам, 4 зимам, проведенным в болоте, погоде, и всем другим факторам, которые пытались сломить наш боевой дух, мы доделали начатое дело !

В течение долгих трех дней в метр за метром расширяли майну в поисках недостающих фрагментов тела 2-го летчика. С задачей мы справились, в итоге размер размер воронки составил 20х14 метров - так сильно разметало останки при падении. В итоге весь экипаж был извлечен на поверхность: в 1943 году один из пилотов был вытащен военными, в 70-х годах 2-е тело извлекли местные жители. И только в 2012-2016 оставшие в трясине 2 летчика были извлечены "Вологодским Объединением Поисковиков"

За последующие три дня поисков произошло много интересного, мы так же извлекли на поверхность немало фрагментов самого самолета, на одном из которых чуть позже хотелось бы подробнее остановиться:








Второй двигатель бомбардировщика ПЕ-2 V12 1100 сил:











Второй винт самолета, на котором мне бы хотелось заострить внимание:



Отмыв винт и двигатель из помпы, мы обратили внимание на достаточно ровные царапины на одной из лопастей. При ближайшем рассмотрении это оказался автограф пилота, командира экипажа !


"СЕМЕНОВ МИХАИЛ ПРИБЫЛ" было нацарапано на винте !


Сомнения, возникавшие в ходе 4-летней работы по поводу того, экипаж какого самолета мы поднимаем были полностью развеяны.