По следам авиакатастрофы 1943 года. Часть 18.

Год пролетел незаметно, каждый из нас погряз в работе и делах,так сказать в своем повседневном болоте, которое засасывает похлеще Тешемлёвского.


 Раздавшийся в январе 2016 звонок командира отряда, со словами: "Экскаватор уже на болоте", вырвал меня из послепраздничной рабочей рутины с силой многотонной лебедки...
Немного предыстории: проанализировав за 4 года, насколько велик разлет фрагментов самолета, мы поняли, что ручным трудом, с помощью лопат, ведер и грабель, мы сможем освободить летчиков из болотного плена лет эдак через цать, с помощью своих внуков, имея к тому времени седые бороды до пояса. Разговоры про тяжелую технику витали над воронкой с самого начала работ,  но все они упирались топкость болота, которое даже лютой зимой толком не промерзало: зачастую, преодолевая пешком 2 километра, отделявшие дорогу от места падения, мы то и дело проваливались и из под снега начинала сочиться вода с торфом. Так или иначе, посмеявшись над тем, что рискни мы на такую авантюру, параллельно самолету, нам пришлось бы доставать еще и экскаватор, разговоры откладывались до следующего изнурительного черпания болотной жижи вёдрами. Так бы оно и продолжалось, наверное, если бы не наш давний друг Станислав Станиславович Березин, не раз, выручавший нас техникой, который предложил свою помощь, выделив людей и экскаватор с ГТС.

Проведя осмотр болота, и добравшись до места крушения, мужики сказали: "нет ничего невозможного!" и с начала январских праздников стали заниматься намораживанием дороги с помощью ГТСки. Процесс довольно-таки незамысловатый, но время- и трудозатратный. По намеченнному пути движется тяжелая гусеничная техника, проминая снег, смешивая его тем самым с водой и торфом из болота. При условии хороших низких температур (с которыми нам в этом году повезло) уже на следующий день колея и частично верхняя кромка болота промерзают, а по ней вновь проезжает гусеничный тягач, разбивая намороженное основание, снова перемешивая его с водой. Таким образом в колеях начинает образовываться ледяная корка, которая раз от раза становится толще и крепче.


Примерно месяц понадобился газовикам, чтобы проморозить 2 км дороги по непроходимому болоту. Ближе к месту крушения путь пришлось выстелить досками, несколько кубометров которых нам выделил местный Тороповский предприниматель.


Мы же тем временем, вели подготовку к самой масштабной и самой длительной за эти 4 года экспедиции, принять участие в которой, по скромным подсчетам должны были более 70 человек. Такое количество участников было обусловлено тем, что КАЖДЫЙ ковш, вынутый экскаватором должен быть перебран вручную, чтобы не пропустить мелкие фрагменты останков летчиков.

В помощь к нам выдвинулись Питерские поисковики, с которыми мы познакомились и подружились во время Осенней Экспедиции 2012 в лесах Ленобласти. Мужики поднимают там из болота штурмовик ИЛ-2:


Увидев на фото и видео нашу грязевую помпу, они соорудили такую же, еще мощнее и производительнее, так как столкнулись с той же проблемой - ни одна современная помпа в условиях болота не справляется с своей задачей. К нам на выручку они, конечно же, взяли ее с собой.




Итак, задача с откачкой воды и болотной жижы была решена, людскими ресурсами нас подкрепил Вологодский Институт Права и Экономики, выделив нам курсантов на весь срок экспедиции. Вопрос с спальными местами был решен нашим командиром, нашедшим двухъярусные кровати в нужном количестве, которыми мы заполнили буквально все свободное пространство, в выделенном нам Тороповской администрацией доме. Осталось собрать рюкзаки и в путь, следующие две недели нашим домом будет деревня Торопово !

Прибыв и расчистив площадку перед домом от 50-сантиметрового слоя снега, мы стали готовить дом к двухнедельному пребыванию:






Обустроив спальные места и поужинав, мы разошлись спать, все ждали, чтобы поскорее наступил завтрашний день - так хотелось попасть на болото.
В 7 утра следующего дня, мы уже грузились в машины. Добравшись до деревни Токарево, мы не оставили машины там, а продолжили движение по намороженной дороге по болоту:


Ехать на машине по знакомой дороге через болото, в котором тонули и квадроциклы и вездеходы, было мягко сказать необычно. Фото сделано на 2/3 пути до воронки:


Дальше ехать с прицепом мы не рискнули, поэтому разгрузив его и взяв все необходимое, мы отправились пешком. Вскоре, немного не доходя до места работ, мы увидели сам экскаватор, ради которого вся эта трасса по болоту и была проложена:





Саму воронку было сложно узнать - настолько все вокруг изменилось. Вокруг места падения для передвижения экскаватора был смонтирован деревянный настил, с учетом возможного расширения воронки (забегая вперед, скажу, что нам пришлось его передвигать не один раз). Единственным оставшимся ориентиром была наша тренога, позволившая высвободить из болота самые тяжелые фрагменты бомбардировщика:


Почти сразу подтянулась оставшаяся часть отряда на вездеходе:




А через некоторое время и газовики с экскаватором:




Чтобы не терять время, пока мы готовились, экскаваторщик Александр стал отчерпывать воду ковшом:




В перерывах, помогая нам установить помпы на постаменты:



Две грязевые помпы в тандеме - это что-то ! Болото стало убывать прямо на глазах:




Когда вся вода была удалена из воронки, настал момент истины: первый ковш уходит в болотную трясину:




КАЖДЫЙ вынутый куб перебирался вручную. Мы, конечно, не успевали за экскаватором, поэтому ему приходилось подолгу простаивать, дожидаясь, пока вынутая болотная субстанция тщательно перебиралась. Поэтому он перемещался вокруг воронки, раскладывая ковш к ковшу по внешнему радиусу, а мы в свою очередь перемещались от кучи к куче, пропуская через свои руки каждый клочок земли.








Первой и единственной в этот день значимой находкой стала линейка штурмана:


Воспрянув от такой находки, мы с удвоенной силой стали перебирать вынутый из болота грунт, но ранний февральский закат не позволил нам продолжить работы. Добравшись до места ночлега и поужинав, мы все как один уснули без задних ног...

Читать далее...