По следам авиакатастрофы 1942 года. Часть 3.


Прямо с траурной церемонии мы выдвинулись в сторону болота. Квадрат поиска был сужен до минимума и казалось, что найти самолет, обладая такой информацией, не составит труда. На деле оказалось иначе...


В этот раз квадроциклы мы решили не задействовать и, зайдя в лес, поняли, что не напрасно: с момента нашего последнего приезда болото изрядно набрало воды, а поверхность была выровнена приличным слоем снега. Идти приходилось наугад, то спотыкаясь о кочки, то проваливаясь в зыбучую трясину.



Преодолев заболоченный участок, мы выбрались на возвышенность, на которой и был в 1947 году прихоронен летчик. По показаниям очевидцев, место падения самолета находилось в 200 метрах от могилы, на кромке возвышенности, переходящей в этом месте в болото. Разбившись на небольшие группы и распределив квадраты поиска, мы принялись метр за метром прочесывать лес. Лежавший на земле снег затруднял работу металлоискателя, лишь 2 прибора из 5 имеющихся прозванивали землю на достаточную глубину. Первые несколько часов не дали вообще никаких результатов. Металла в земле не было вообще, приборы не издали ни единого сигнала. Чуть позже, расширив квадрат поисков, мы находим кусок усилителя фюзеляжа и 2 алюминиевые трубки, что интересно, в 30 метрах от могилы. К нам присоединяются прочесывавшие дальний участок леса члены отряда. Но результатом объединенных усилий становится лишь найденная неподалеку гильза от авиационного пулемета. Дальнейшие поиски опять ни к чему не привели.

Мы вновь расширяем квадрат поисков, выходя с твердой поверхности на зыбкий мох.Вскоре неподалеку слышится радостное "Скорее сюда!". Ну наконец то ! День близился к концу, а вновь уходить из леса  без результата никому не хотелось. Подходя к нашим товарищам, мы все отчетливее слышали звонкий звук удара щупа о металл. Посередине болота, на глубине около 50-70 см, лежал металлический предмет длиной около 4 метров. Свершилось ! Взявшись за лопаты, мы принялись окапывать периметр, чтобы извлечь металл из земли.



Зацепиться лопатой за мох оказалось непростым занятием, приходилось работать голыми руками в ледяной воде:



Края выкопанной ямы постоянно обваливались, да и постоянно прибывающая вода мешала работать. Поэтому для того, чтобы извлечь предмет из недр болота, было вырублено дерево подходящей длины:


Зацепив один конец за край неведомой железки, мы дружно налегли на второй :


Сказать, что увиденное разочаровало нас - значит не сказать ничего: из болота торчал конец рельсы(!):


В давние времена неподалеку отсюда была торфоразработка, видимо с тех пор этот кусок рельсы от узкоколейки на конной тяге и лежал в болоте, ожидая своего часа.


Испытав глубочайшее разочарование, мы отправились в сторону деревни. День подошел к концу, начинало темнеть. К тому же вечером  нас ждали поминки неизвестного летчика, организованные жителями деревни на собственные средства.

Утром следующего дня, встав пораньше, мы с братом отправились проверить информацию, услышанную на поминках: осенью далекого 1942 года один из старожителей деревни бегал на воронку, оставшуюся от падения второго, ушедшего штопором самолета, пытаясь выудить оттуда что-нибудь с помощью крюка. В указанном доме нас приняли с деревенским радушием, и старичок поведал нам следующее : воронка от самолета была просто огромная, края ее то и дело обваливались, поэтому подойти близко к ней он не решался. С помощью длинного крюка ему удалось вытащить лишь пулеметную ленту. Больше к месту падения он не возвращался, поскольку был напуган всплывшей на поверхность частью человеческой стопы. Дед высказал предположение, что самолет был взорван военными после неудачной попытки подъема. Дослушав его рассказ, мы, соединившись с остальными членами отряда, отправлись в сторону болота.

Прибыв на место, мы разделились на группы и вновь начали прочесывать местность, постепенно расширяя район поисков. Поскольку предполагаемое место падения, описанное деревенскими жителями было полностью исследовано, каждая группа отправилась в свободный поиск, проверяя каждое углубление и свободный от растительности участок на бескрайнем болоте. Так прошел час, другой, третий.. Хождение по колено в снего-торфяной каше жутко выматывает. Еще более злит молчание миноискателя - за 2 дня ни одного сигнала ! Около трех часов дня мы приняли решение разбиться на 2 большие группы и, обогнув возвышенность с двух сторон, встретиться около машин. Настроение у всех было неважное, шансы найти самолет таяли с каждой минутой.

Миновав примерно треть пути, я услышал телефонный звонок. Голос брата на другом конце трубки донес до меня столь желанные в тот момент слова: "Зацепились!" Развернувшись, мы буквально бегом направились в сторону второй группы, время от времени координируя направление движения с помощью криков.

Приблизившись к месту падения, мы видим первые обломки, изъятые из под толщи снега и мха:






Вот и само место крушения:


Время неумолимо уходило, поэтому все работали с удвоенной силой : 


Обломки находились на приличной глубине,приходилось практически нырять за ними:


Куски фюзеляжа были найдены и на приличном расстоянии от воронки, что подтверждает то, что они принадлежат именно упавшему, а не приземлившемуся самолету:







Чтобы окончательно убедиться, что мы не ошиблись, мы проверили глубину воронки 4-х метровой палкой - она, не встречая никакого сопротивления, полностью погрузилась в болото,  так и не коснувшись дна, при этом на поверхности начали появляться масляные круги.

Сомнений нет, перед нами место крушения одного из бомбардировщиков, столкнувшихся в далеком 1942 году.При этом если экипаж первого был извлечен и похоронен еще во время войны, то все летчики со второго самолета покоятся на дне этого болота...