По следам авиакатастрофы 1943 года. Часть 14.

Наступил 2015 год, и с первыми серьезными холодами начался 3-й этап по подъему экипажа пикирующего бомбардировщика ПЕ-2. 


16 января 2015 года участники "Вологодского Объединения Поисковиков" вновь отправились в Бабаевский район, чтобы довести до конца начатое уже три года назад дело.

Прицепив к квадроциклу прицеп с отремонтированной помпой, мы отправились в путь, который для каждого из нас стал чем-то наподобие дороги домой, которую легко найти без всяких навигаторов и прочих технических средств, буквально с закрытыми глазами.


Не смотря на достаточно низкие температуры, болото замерзло лишь частично, создав на нашем пути препятствия внедорожного характера, которые, впрочем, квадроцикл на гусеницах преодолел без всяких проблем:



Еще раз хотелось бы выразить слова благодарности Александру из Москвы, выделившему абсолютно безвозмездно нам свой комплект гусеничного оборудования, сказав: "Пока не поднимете пилотов - пользуйтесь!" Хочу напомнить, что гусеницы выручают нас уже третий год подряд. Саша, спасибо тебе огромное от всех нас !


Вездеход местного жителя Виктора в этом сезоне так же сильно облегчил процесс перемещения оборудования и людей к месту работ:


Расчистив площадку от снега, мы сразу приступили к работам:


Первым делом был изготовлен постамент для помпы:







Помпа завелась с полтычка и сразу принялась за дело, в компании еще двух грязевых сородичей:


Я же тем временем отправился чистить отвалом канавы для отвода извлекаемой из майны грязевой субстанции. Сказать, что мероприятие удалось сложно даже с большой натяжкой :


Не проехав и десятка метров, квадрик провалился в незмерзшее болото правой стороной. Попытки вытащить его вездеходом не увенчались успехом: Мешали ушедший в болото отвал и форма гусениц, которые при погружении ниже уровня земли превращаются в подобие плуга. Если отвал, погруженный в недра ледяного болота мы смогли отстегнуть и вытащить с помощью лебедки, то форму гусениц изменить нам было не по силам :)


Квадроцикл тем временем продолжал тонуть:


Выручила в очередной раз русская природа, щедро усеявшая деревьями всю округу и смекалка. По счастливой случайности рядом с местом затопления росло достаточно крепкое дерево, за верхушку которого мы и закрепили трос лебедки квадроцикла. Вектор направления тяги получился практически вертикальный, дерево гнулось и трещало, мотор лебедки натужно гудел, но квадрик, словно зацепленный невидимым краном начал покидать болотный плен. Приложив еще немного людской силы и продублировав её второй лебедкой вездехода, мы смогли окончательно освободить нашего незаменимого помощника:


Канавы же после этого пришлось чистить по старинке, лопатами )

Тем временем уровень в майне упал, и водолазы, истосковавшиеся почти за год по незабываемым ощущениям от погружение в болото, сразу же приступили к погружениям, которые продлились до самой темноты:





Результат не заставил себя долго ждать: на относительно небольшой глубине, в стенке майны была обнаружена и зацеплена тросом массивная деталь самолета, которую мы стали потихоньку извлекать с помощью тали, попутно очищая от мха и грязи:



Как только деталь начала появляться над поверхностью, стало понятно, что мы нашли второе шасси разбившегося бомбардировщика:






Давление в покрышке сохранилось, не смотря на прошедшие почти 72 года, что не может не удивлять:




В течение второго дня работ нами были извлечены масляный радиатор двигателя, большое количество обшивки самолета и фрагмент летных очков пилота. Самих останков, к сожалению, найдено не было: