Механизм выбора передач - выявляем причины проблем

Когда детали механизма выбора передач полежали в бензине пару дней, я начал разбираться, что же там было неисправно. Выявилось целых три проблемы:
  1. Закисший стопорный элемент (который не позволяет включать повышенную передачу "Н" и паркинг "Р" без нажатия на педаль тормоза) практически не двигался.
  2. Отсутствовала пружина фиксатора выбранной передачи, расположенная внутри корпуса.
  3. Шестерни были установлены неправильно.
После общения с предыдущим владельцем, выяснилось, что ремонт этого узла проводился в сервисе. Видимо там и взяли свое начало проблемы №2 и №3: пружину, скорее всего, не поставили - т.к. внутри корпуса я ее не обнаружил, а шестерни проржавели настолько, что не видны были даже специально поставленные производителем метки. Итак, по порядку.
Стопорный элемент
Вкручивается в корпус механизма выбора передач снизу, со стороны педали тормоза. Соединен с этой педалью довольно тугой пружиной. Принцип действия заключается в том, что при нажатии на педаль тормоза пружина вытягивает внутреннюю часть стопорного элемента, разблокируя специальную шестерню в коробке выбора передач. Это не позволяет включать "паркинг" или повышенную передачу, когда квадроцикл движется.

Ржавчина и грязь практически обездвижили этот узел механизма. Бензиновые ванны, чистка старой зубной щеткой, мелкозернистой наждачной бумагой и смазка вернули ему утраченную было функциональность. Наносим смазку (я использовал смазку для ШРУСов - с дисульфидом молибдена):
Одеваем пружинку и устанавливаем внутреннюю подвижную часть в корпус - трубку с резьбой. Резьба должна вкручиваться в корпус коробки механизма выбора передач, поэтому данный конец стопорного элемента (где сделана резьба) назову внутренним, а другой (где сделана гайка) - внешним.

Резинка одевается с внутреннего конца, а стопорное кольцо - в последнюю очередь, когда стопорный элемент уже собран - с внешнего.

Элемент собран:


Пружинка фиксатора положения рычага КПП
Подобрать новую пружинку взамен потерянной оказалось весьма сложно. Поначалу объехал магазины с метизами и автозапчастями, однако увиденные там пружинки не подходили по размерам. В результате, по совету товарища, посетил оружейный магазин и приобрел боевую пружину для МР-153. Ее пришлось укоротить на три витка, о это было сделано обычными кусачками и много времени не заняло. Пружина довольно тугая, но, буду надеяться, надежная.

Установка шестерней механизма выбора передач
Как уже указывал в предыдущей заметке, посвященной внутреннему устройству механизма выбора передач, предусмотрительные американцы сделали все возможное, чтобы исключить неправильную сборку этого механизма. Между тем, на моем квадроцикле шестерни были установлены со смешением на два зубца.

В результате в коробке физически не хватало места для того, чтобы "секторальная" шестерня провернулась на угол, нужный для выбора режима "паркинг". Шестерня упиралась в корпус коробки, валы не доворачивались, вариатор не блокировал колеса квадроцикла, а датчик не показывал режим "Р".

После того, как детали отмокли в бензине и были отчищены от ржавчины проволочной щеткой, на них стали видны точки-отметки, по которым я и выставил шестерни в правильное положение.

ЧСХ: все что можно отчистил от ржавчины, смазал подвижные детали, устранил выявленные ранее проблемы. Подобрал отсутствовавшую пружинку - хоть и простой, но необходимый и редко встречающийся элемент механизма.