По следам авиакатастрофы 1942 года. Часть 9.

Предыдущий выезд оставил после себя непреодолимое ощущение, которое не покидало меня всю неделю после возвращения: сломавшаяся молния на гидрокостюме сделала невозможным продолжение водолазных работ, поэтому в конце прошлой экспедиции мы законсервировали и перетащили на настил из бревен помпу (чтобы весной она не ушла в болото), вывезли весь инвентарь, который оставляли прямо на месте крушения между выездами.


Собственно говоря, мы все уже смирились с тем фактом, что вернуться к работе у нас получится не раньше следующих холодов. Но чувство, что мы должны посетить болото еще раз в этом году, не оставляло меня, и я начал методично обзванивать Вологодских и Бабаевских поисковиков, пытаясь сподвигнуть отряд выехать еще раз чтобы провести заключительную в зимнем сезоне 2013 экспедицию.

Сложностей, препятствующих выезду было предостаточно: замена молнии в гидрокостюме должна была занять длительное время и по стоимости была сопоставима с ценой б/у костюма, поэтому однозначного решения о ремонте принято не было; энтузиасты из Вологды, занимавшиеся обслуживанием помпы на болоте и предоставлявшие вездеход, в назначенную дату поехать не могли; в области установилась плюсовая температура, что вызывало опасения по поводу переизбытка воды в майне, с которым помпа могла не справиться. Немаловажным фактором, отнимающим большую часть нашего свободного времени, является подготовка к 2-недельной Вахте Памяти, куда мы планируем выехать 26 апреля. Обстоятельства были против нас, но тем не менее, в ночь с 5 на 6 апреля наш дружный коллектив вновь отправился в Бабаевский район.

Выехав из Вологды по абсолютно сухому асфальту , через 170 километров мы попали в настоящую зиму, которая и не думала уступать свои права весне:



Заметенная снегом дорога добавила дополнительных трудностей, но несмотря на это мы прибыли на место сбора без опоздания. Загрузив в прицеп весь необходимый инвентарь, а так же снегоходные сани, мы вместе с друзьями из Бабаево отправились в путь.

Снега за 2 недели навалило столько, что от накатанной дороги не осталось и следа, в результате чего пробивать ее пришлось заново:


Мокрый слежавшийся снег оказался настоящей ловушкой для квадроцикла с гружеными санями: 2 раза пришлось активно работать лопатами, вызволяя технику из снежной западни:


Место падения было скрыто от посторонних глаз снежным покровом, и лишь тренога и стоявшая неподалеку старенькая помпа  напоминали о производимых здесь работах.




Разгрузив оборудование из саней, я отправился к месту стоянки за следующей партией. Хочется отметить, что квадроцикл с блеском выполнил поставленную задачу, доставив до места не одну сотню килограмм груза, а так же превратился на 2 дня в болотную маршрутку, перевозя за один раз до 7 человек.

Работа на месте кипела как никогда раньше: едва прибыв к воронке, каждый член отряда незамедлительно приступал к своему делу с особым энтузиазмом, поскольку в прошлый выезд мы решили приостановить подъем останков до следующих холодов и эта поездка стала своеобразным подарком для всех нас.



Для того, чтобы справиться с притоком талой воды, в этот раз мы откачивали воду двумя грязевыми помпами:






Достаточно быстро осушив майну, мы приступили к отчерпыванию болотного грунта ведрами, параллельно к погружениям готовились водолазы, которых в этот раз было трое (!) :


Сломанная молния в костюме была починена в домашних условиях с помощью медной 
трубочки и спецклея:








Первой значимой находкой стал 12.7 мм пулемет Березина:




Спустя некоторое время водолаз извлек наружу предмет, который подтвердил, что этот выезд, состоявшийся вопреки многим обстоятельствам, был ненапрасным. Все столпились вокруг извлеченной находки - на снегу лежал кирзовый сапог с оторванным носком, из которого виднелась стопа пилота, обернутая портянкой:


Вслед за сапогом, водолазу удалось извлечь из недр болота фрагмент предплечья летчика. Воодушевленные находкой, мы все окружили майну, в надежде на то, что вскоре на поверхности окажется один из летчиков, но ниже останков шли лишь обломки самолета:







Тем временем, день подошел к концу и мы стали собираться на ночевку в местную администрацию, которая вновь гостеприимно открыла для нас свои двери. После отличного ужина, приготовленного специально к нашему приезду, мы отправились спать.

Утро воскресенья выдалось невероятно солнечным и после раннего подъема мы незамедлительно выдвинулись к болоту.




Первый раз за эту зиму нам не пришлось пропиливать лед на второй день экспедиции - все-таки апрель месяц давал о себе знать, несмотря на обилие снега:



Работая в дуэте, две помпы играючи осушили майну, но, едва добравшись до дна, начали капризничать. Далее последовала нудная работа по подъему не одной сотни килограмм грунта с помощью ведер, с последующей переборкой поднятого руками. Только так можно быть уверенными, что мы не пропустим мелкие фрагменты останков.




Тем временем, один из Бабаевских поисковиков готовился к своему первому погружению. Спустившись в майну, он бодро ушел под воду (если так можно назвать неимоверную смесь грязи, мха и моторного масла), но вскоре был вынужден прекратить работы - на глубине вновь разошлась молния у костюма, наполнив его болотной субстанцией. Огорченные таким поворотом событий, мы уже были готовы свернуть работы, но участвовавший в погружениях предыдущего дня водолаз из Бабаево по телефону изъявил желание приехать со своим снаряжением и сегодня. Потянулись томительные минуты ожидания - без водолаза дальнейшие работы были невозможны. Спустя 40 минут, поступил долгожданный звонок и я отправился к месту стоянки. Погрузившись в квадроцикл вместе со снаряжением, мы помчались обратно к майне:


где незамедлительно начали подготовку к погружению:




Находки с глубины, доступной лишь водолазам, не заставили себя долго ждать. Первым на поверхности появился искореженный блок аккумуляторных батарей: 



Среди металла мы обнаружили кусок офицерского поясного ремня. Сложно даже представить, какой силы был удар при падении, если кожаный ремень был не только разорван на несколько частей, но и каким-то образом оказался зажат в аккумуляторном отсеке:


Затем был поднят обломок патронного ящика с направляющей


Далее шли обломки фюзеляжа самолета, фотографиями которых постоянных читателей блога будет трудно удивить. Проведя без перерыва около 2 часов в ледяной воде, водолаз начал замерзать, что вынудило нас закончить работы, завершив тем самым зимний сезон 2013 (хотя... с такими сюрпризами погоды можно ждать холодов гораздо раньше января 2014, так что не будем зарекаться). 

Законсервировав помпу и перетащив ее на деревянный настил:


наверное каждый из нас с небольшой долей грусти подошел напоследок к майне:



чтобы после общей фотографии:


Сказать:  "ДО ВСТРЕЧИ, ТЕШЕМЛЕВСКОЕ БОЛОТО!"