По следам авиакатастрофы 1942 года. Часть 6.


Когда командир нашего отряда предложил встретить 23 февраля на болоте, возражений не последовало.  Более того, двое наших друзей из Москвы проделали 800 километровый путь, чтобы провести праздник не на даче с шашлыками, а размахивая лопатой и багром по колено в болотной жиже.

Сказано-сделано: в пятницу вечером в прицеп загружен квадроцикл с необходимым оборудованием, уже по сложившейся традиции выезд в 4 утра:


Из Вологды, помимо нас, выехал экипаж количестве 4-х человек с болотоходом "Лесник", из Тихвина в сторону д.Торопово этой же ночью выдвинулись двое энтузиастов с вездеходом "Мангуст":



Без проблем добравшись до места и дождавшись товарищей из Бабаевского клуба 4х4, которые так же предложили нам свою помощь, мы отправились в направлении воронки:




Погода в этот раз радовала - пожалуй, это был первый день на болоте, когда из-за облаков пробивалось солнце. Работа шла полным ходом, каждый был занят своим делом: кто-то собирал треногу и пилил майну, кто-то ставил палатку и топил в ней печь, кто-то заготавливал дрова, кто-то кашеварил, кто-то расчищал площадку для лагеря, кто-то копал водоотводные канавы, а кто-то занимался оживлением помпы - работы хватало для всех:
















Техники в этот раз было в избытке и она сильно облегчила нам жизнь: вездеходы со снегоходом взяли на себя грузопассажирские перевозки:





Квадрик непринужденно двигал отвалом неподъемные кучи снега и льда, а так же болотную жижу, выкопанную из майны:



Как только уровень воды в майне упал, к работе приступили с удвоенной силой:





Первой значимым найденным предметом была табличка с номером, вставшая поперек рукава, тем самым сделав на некоторое время невозможной  работу помпы:


Затем находки, которые подтвердили нам, что экспедиция эта была начата не напрасно: фрагмент черепа пилота:


Обломок ложки одного из пилотов:


Водолаз в первый день работал со "стейджем" и без грузов - балон не был закреплен на нем, что давало определенную свободу действий при погружении:



            



Находки не заставили себя долго ждать: в скором времени из недр болота были извлечены масляный и жидкостный радиаторы двигателя:






Чем дальше мы углублялись, тем больше обломков самолета появлялось на поверхности:




Даже по патронам можно понять, какой силы был удар:










Ящик для пулементой ленты от ШКАСа (Шпитального - Комарицкого авиационный скорострельный):



Номерная табличка с бензобака:


Параллельно с подъемом относительно небольших запчастей, мы продолжали тянуть из пучины какую-то неподъемную часть самолета, под весом которой начала прогибаться тренога, а 2-тонная таль отказывалась работать. Два троса, которыми была зацеплена деталь, натянулись, как струны на гитаре, тренога трещала, но все было тщетно - железо практически не двигалось:


Первый день подошел к концу, выбирались мы к месту стоянки, как обычно в полной темноте. Добираться до деревни я решил своим ходом, чтобы не возиться с погрузкой квадроцикла в прицеп. Лучше бы мы потратили 20 минут на это...

Далее события развивались как в кинофильме : не доезжая до деревни метров 500, ровно посередине моста через реку, у квадроцикла на скорости 50 км/ч с корнем отрывает правую переднюю гусеницу, квадр ставит поперек дороги, и, не смотря на нажатый до отказа тормоз, останавливает его только ограда моста. Как выяснилось позже, у ступицы обломило одно из посадочных ушей, остальные шпильки просто срезало:



Как итог - квадроцикл на трех гусеницах мы все таки загрузили в прицеп, никто не пострадал, хорошо, что скорость была не очень большая, а ограда моста - очень крепкая.
В администрации нас, по уже сложившейся хорошей традиции, ждал теплый прием и горячий ужин.

Утром следующего дня мы увидели вот такую картину :


Майна не только полностью заполнилась, но и вышла из своих берегов, затопив все в округе. 


Причиной тому стала вода, откачанная помпой за вчерашний день. Определив направление течения близлежащего ручья, мы приняли решение переместить помпу на другой край воронки и прокопать водоотводную канаву до самого ручья, вниз по его течению. При удачном раскладе, вся выкачанная грязь должна уходить с водой ручья - благо подо льдом течение присутствует.


После переезда, помпа, чуть-чуть покапризничав, вновь заработала и грязевые реки по прокопанным каналам устремились вглубь леса:





 У майны тем временем полным ходом шла подготовка к погружению:


Размывочная помпа уже вовсю работала, и мы, закрепив на жилете водолаза 2 страховочных веревки, приступили к работе:







Размыв шел в основном под крупной деталью, зацепленной 2 тросами и уходящей вертикально вниз. По словам водолаза, количество металла растет с каждым сантиметром погружения, деталь же заметно увеличивается, но на ощупь понять, что это не представляется возможным.


Помимо обломков фюзеляжа так же попадались попадались элементы вооружения самолета:



Судя по находкам можно предположить, что самолет при падении завалился на бок, войдя в болото сначала крылом, это объясняет дикий перемес частей от кабины и части крыла, к которой крепился двигатель. Хотя, нередко при вертикальном пикировании крылья от удара складывает в направлении кабины, что дает такой же результат.

Остаток дня мы провели раскачивая и вытягивая элемент самолета, так неохотно покидающий свое пристанище ,в котором он провел последние 70 лет :





К концу дня мы достигли немалых успехов, не смотря на то, что деталь нам так и не поддалась:
если к началу работ ее вершина практически не была видна (учитывая тот факт, что уровень болота в майне за счет работы помпы упал почти на 2 метра), то перед нашим отъездом фрагмент самолета оказался надо льдом. Таль было решено оставить на треноге под нагрузкой, чтобы в наше отсутствие болото вновь не поглотило деталь.