По следам авиакатастрофы 1942 года. Часть 8.

23-24 марта 2013 состоялся очередной выезд к месту трагедии, разыгравшейся в небе летом 1943 года.


Погода вновь благоволила нам, судя по словам метеорологов, это был самый холодный март за последние 60 лет:


Под Череповцом мы подобрали нашего друга - корреспондента череповецкого телевидения, который уже неоднократно освещал поисковые работы.
Около 9 утра мы въехали в Бабаево и направились прямиком в гостиницу, где нас уже ждал Александр, (San Sanuch с атв-клуба, безвозмездно выделивший нам гусеницы для проведения работ), приехавший сюда из Москвы накануне, специально для участия в экспедиции.

Все вместе мы отравились к местной пожарной части для встречи с остальными членами отряда:




Прибыв в Торопово, мы первым делом заехали в администрацию для того, чтобы поздравить с днем рождения главу сельского поселения, которая всячески содействует нашей работе и только благодаря ей мы всегда обеспечены местом для ночлега и горячим ужином.


Разгрузив технику на месте стоянки, мы без промедления отправились к воронке:



На месте, уже по отработанной схеме, мы принялись за работу. Поскольку каждый знал свою задачу, работа в майне кипела уже через час:









Весь грунт, поднимаемый из майны ведрами, перебирается вручную для того, чтобы не пропустить фрагменты останков летчиков:


Через некоторое время, после соответствующей подготовки, водолаз приступил к погружениям:








Пока водолаз пытался зацепить крупную металлическую деталь, командир отряда, находящийся в майне по пояс в воде, увидел в стенке раскопа штекер с армированным кабелем. За счет  льда, наросшего за две недели нашего отсутствия, в этот раз подсос воды с болота был меньше, и помпа смогла откачать больше, чем в прошлый раз. С одной стороны это хорошо, с другой - привело к тому, что незакрепленные мхом стенки начали валится и оползать. Штекер, как выяснилось, шел к правой панели летчика, и постепенно большое количество приборов было извлечено наверх.






В это время водолазу удалось взять на удавку какую-то часть от самолета, зажурчали звенья цепной тали, и деталь достаточно быстро пошла вверх. На поверхности показалась ткань, зажатая в кусок металла, которую мы первоначально приняли за гимнастерку, но, к сожалению, она оказалась чехлом, предназначение которого нам еще предстоит узнать.


Далее на поверхность был извлечен сильно деформированный ящик с ЗИП (Запасные части, Инструмент, Принадлежности)  для пулеметов с документами.




 Вскоре наш питерский коллега багром нашел второй аналогичный ящик, который содержал ЗИП для самолета:


Так закончился первый день работы. На второй все повторилось по той же схеме:





Сбой произошел лишь на этапе одевания водолаза- сломалась молния на гидрокостюме. 



Работы были продолжены насколько позволяла открытая молния, но особых результатов не принесли:




В связи с непростой процедурой ремонта костюма (без водолазных работ углубиться ниже не представляется возможным) и надвигающейся весной место работ было законсервировано. Возможно, работы удастся продолжить этим летом, если оно выдастся достаточно жарким, в противном случае, нам придется зачеркивать дни на календаре, в ожидании следующей зимы.